Откуда берутся требования

Я вот столкнулся с одним интересным явлением. Почему-то некоторые аналитики считают, что требования являются результатом анализа собранной информации. Такое мнение почти всегда приводит к тому, что аналитическая фаза проекта плавно трансформируется в пытку Заказчика на предмет "расскажи, что тебе нужно".

Чем мотивирован такой подход к аналитике, понять можно. Аналитику не нужно утруждать себя придумыванием решения, а любые вопросы про полноту требований, логику работы и альтернативные варианты реализации можно списать на неадекватность Заказчика и его непонимание, чего он хочет.

Но с другой стороны ведь в аналитики идут люди, которые хотят найти творческую работу. Так, по крайней мере, мне говорят ребята, которые приходят трудоустраиваться.

Где тут разрыв, в принципе понятно: зачастую аналитик забывает, что требования - это текстовая / графическая модель системы. Поэтому, когда он формулирует требования, он по сути придумывает систему - ее логику, границы, особенности. Может ли Заказчик сам себе придумать систему? Если он позвал наших аналитиков, значит нет, не может. А поэтому он ждет, что требования будут сформулированы нами. Т.е. не он будет синтезировать решение, а мы. Более того, появление требований без определенной работы мозга, которая называется синтезом, невозможно - на стороне Заказчика нет ответов, какой должна быть система. Только ответы про то, чего бы хотелось.

А синтез решения - это про цели, альтернативы, ограничения и все такое, про способность нагенерить варианты и выбрать лучшее решение. В этом смысле нижеследующая презентация крайне в тему. Она очень хорошо показывает идеологию, работая в соответствии с которой, аналитик будет получать гораздо более интересный и востребованный результат, чем пытатели Заказчика.

Популярные сообщения из этого блога

Карта компетенции аналитика

Оценка эффективности работы аналитика – а чем он занимается и чего можно померить?

Оценка эффективности работы руководителя проектов